Пандемия коронавируса подтолкнула бизнес активнее переходить на гибкий формат офисов. Ими управляют специальные операторы, а за сотрудниками могут быть не закреплены рабочие места. В Москве площадь гибких офисов может увеличиться со 182 тыс. кв. м до 350 тыс. кв. м в 2021 году. Такой прогноз «Известиям» дали участники рынка коммерческой недвижимости. Раньше такой формат работы выбирали в основном прогрессивные IT-компании, а в 2020-м на него стали переходить и более традиционные организации. Сейчас в Москве удаленно трудятся 1,22 млн человек. Общая экономия на этих рабочих местах составила бы 12,2 млрд рублей в месяц, подсчитали эксперты.
Гибкий ход
В 2008 году в Москве стали появляться первые коворкинги — коллективные офисы. Это гибкие пространства, где рабочее место могут снимать независимые друг от друга люди, рассказала «Известиям» директор департамента офисной недвижимости Colliers International Наталья Боннели.
К 2017 году общая площадь таких коворкингов в столице составляла около 20 тыс. кв. м, напомнил генеральный директор девелоперской компании Insolver Андрей Елисеев. После формат начал развиваться, и появились так называемые сервисные гибкие офисы. Их создают сетевые операторы коворкингов для конкретных компаний, сказала руководитель направления бизнес-аналитики CBRE Клавдия Чистова.
Формат предполагает сотрудничество собственников зданий и операторов гибких офисных пространств, сказал основатель и генеральный директор Ceo Spaces Гурген Шекоян. Оператор создает пространство под требования и нужды определенного арендатора, отметил он.
В отличие от стандартной аренды офиса, когда компании самостоятельно делают ремонт, приобретают мебель, используют собственных административных работников и секретарей, в гибких офисах всё это им предоставляет оператор. Но пространством пользуется только одна компания, а не несколько, как в коворкингах, рассказала Клавдия Чистова.
— Такие офисы часто предлагают несколько дополнительных сервисов на выбор: переговорные комнаты и конференц-залы, юридический адрес и ведение бухгалтерии, обучающие и спортивные мероприятия для работников, возможность оперативно расширять или сокращать количество рабочих мест, — добавила Наталья Боннели.
Зачастую гибкие офисы предполагают так называемые рабочие места hot-desk — они не закреплены за сотрудниками, перед приходом на работу они их бронируют. За счет этого можно экономить на площади.
При этом каждая шестая организация не ввела никаких мер защиты людей от коронавируса